В Гродненской галерее «У Майстра» открылась Международная выставка авторской куклы «Панна DOLL’я». Насладиться красотой прекрасных созданий можно до 18 июля.

Необыкновенные лица, тонкие черты, не менее привлекательные наряды – всё это отражают замечательные кукольные фигуры. Данная выставка является сборной, так как включает огромное количество участников, трое из которых – Галина Дмитрук, Ирина Горюнова и Елена Коростылева – входят в десятку лучших кукольников мира. Куклы, представленные на выставке, являются одними из самых экспрессивных по своей выразительности, ведь кукольнику главное – создать образ. Искусствовед галереи Алла Матук считает, что кукла обязательно должна вызывать эмоции. Кроме анатомической похожести и характерности, для кукольников важно соблюдать один из самых сложных моментов – создание прически. Именно это и представляет образ как целостный артефакт. Самыми сильными считаются те кукольники, чьи работы показывают наибольшую харизму и характер.   

По словам искусствоведа, идея создания определенного образа куклы рождается по-разному. Этому могут послужить мотивы каких-либо фильмов, мультфильмов, даже идущая по улице девочка. Некоторые куклы создают из кусочка ткани, который случайно попался на глаза. Именно по этой причине среди кукольников много тех, кто коллекционирует различные винтажные ткани, пуговицы и украшения.  Процесс создания куклы очень трудоемкий. У некоторых на воплощение идеи уходит два месяца. Самое сложное – работать с лицами, руками и кистями рук. Среди основных материалов, который используют кукольники, выделяют пластику. Она является достаточно капризной. Поскольку  не имеет цвета, задача автора – не просто создать лицо, а еще и оживить его. Сложным является роспись и придание характера. Этому кукольники учатся годами. У каждого мастера своя техника.     

Рождение авторской куклы связывают с Древним Римом. В то время очень интересными были маленькие куколки высотой от пяти до двадцати сантиметров. Они назывались фигуринами. Созданы были для того, чтобы показывать моду патрициям. У этих кукол не было лиц, поэтому их  просто разрисовывали вручную, показывали тенденции цветовых одежд. Расцвет авторской куклы приходится на XVII век, Францию – страну-законодательницу мод. В то время журналов мод еще не существовало. Поэтому в маленьких ателье выставлялись фигурки барышень высотой от метра до полутора, которые полностью повторяли фигуру взрослой девушки. Они имели свое название – пандоры. Фантазия художника здесь была беспредельна. Волосы, прически, шляпки, кружева – каждая модистка показывала свою модель и аксессуары. Поэтому представленные барышни демонстрировали различные аксессуары – от перчаток до сумочек. Для того, чтобы куклы не были безликими, их лицам придавали экспрессивные выражения. Работа кукольников в те времена не считалась эксклюзивной по той причине, что это было цеховое подмастерье. Но несмотря ни на что, возрождение авторской куклы продолжалось. Со временем стали появляться манекены.

В настоящее время авторская интерьерная кукла переживает новый расцвет. Частыми являются случаи, когда в кукольники приходят непрофессионалы. Первая кукла у них появляется случайно, по велению сердца и души. Несмотря на то, что вышла несуразной, нескладной, для авторов она становится родной, выступает оберегом, ангелом-хранителем. Свою первую работу кукольники не продают.

Современные авторские куклы являются не только украшением интерьера, но и предметом коллекционирования и даже вложения денег.

Фото автора.