Чтобы побывать в Венеции, необязательно ехать в Италию. Свой аналог города каналов есть и в северных странах. Это шведский Стокгольм.
Плывущий над водой
Добираться до Стокгольма лучше всего по морю. Во-первых, когда еще удастся побывать на борту удивительного парома? Это настоящий плавучий город со множеством магазинов, баров, ночным клубом, казино, детской площадкой, SPA-салоном. Во-вторых, только с палубы судна открывается чарующий вид на тысячи лесистых островов и островков на подступах к Стокгольму.
Да и само название шведской столицы переводится как «остров на сваях» или «город у залива». Он был основан в месте, «…где соединяются сладкие воды озера Меларен и соленые воды Балтики», как гласит строка шведского гимна. Сегодня город с практически миллионным населением раскинулся на 14 островах, соединенных 57 мостами.
Попав сюда, легко растеряться: с чего же начать знакомство с северной Венецией? Памятуя, что Стокгольм – это город королей, я решила отправиться на самый королевский остров в городе – Кунгсхольмен (от «кунг» – король и «хольмен» – остров).
Здесь, у самой кромки Меларен, возвышается похожее на старинный замок здание с тремя золочеными коронами на башенном шпиле. «Вот она, резиденция королей!» – воодушевилась я и поспешила туда.
Увы, меня ждало разочарование (впрочем, приятное). Величественное кирпичное сооружение с красивыми внутренними двориками, фонтанами, статуями, арками и резными колоннами оказалось городской ратушей, построенной в 1923 году.
Но, как и на всём в Стокгольме, короли оставили свой отпечаток и здесь.
Так, принц Евгений собственноручно создал фреску «Город на воде» для зала городских приемов. В этой комнате с колоннами всех гостей рассаживали за длинным столом. Но наслаждаться прекрасным видом на Остермальм и залив могли не все. Чтобы высокие гости не обижались, было решено украсить стены фреской – зеркальным отражением пейзажа из окон… Теперь зал носит еще одно название – Галерея Принца Евгения.
Прямо у стен ратуши находится пустой золоченый саркофаг Ярла Биргера с крышкой в виде мужчины-воина со сложенными на груди руками. Хотя Биргер не был королем, фактически правил страной два десятка лет. Считается, что именно он основал Стокгольм. А еще одна легенда гласит, что в 1240 году на Неве его разбил новгородский князь Александр Ярославович, прозванный после этой битвы Невским. Дескать, это про Ярла Биргера в летописи сказано: «Самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь».
В наши дни за стенами Стокгольмской ратуши проходят заседания городских властей, проводятся важные политические переговоры. На весь мир известны ее Голубой и Золотой залы. Именно здесь на банкет и бал ежегодно собираются нобелевские лауреаты после церемонии вручения премии. Для любопытных туристов, желающих узнать, чем же потчуют выдающихся ученых планеты, в здании открыт ресторан «В подвале Ратуши» («Stadshuskallaren»). Я лишь полюбовалась на вывеску.
Не обошлось и без ложки дегтя в бочке меда. Как и Нидерланды, Швеция славится свободой нравов. Как пользуются ею шведы, убедительно показал местный темнокожий абориген. Развалившись на ступеньках, он вовсю демонстрировал немногочисленным туристкам женского пола содержимое своей ширинки. И это несмотря на плюс 9 и холодный ветер с залива! Признаться, если бы не шепот ошарашенных туристок, я бы и дальше принимала его за отдыхающего бомжа (спасибо плохому зрению). Знакомиться с местным жителем поближе не было ни малейшего желания, да и ратуша в столь ранний час оказалась закрыта. Поэтому я поехала на остров Стадсхолмен, чтобы увидеть Гамла Стан – старый город.
Город между мостами
Именно в этом месте, как гласит предание, в 1252 году родился Стокгольм. Теперь семь мостов соединяют историю и современность – старый и сегодняшний город.
Главная достопримечательность Гамла Стан – барочный Королевский дворец. Говорят, в Средние века на этом месте высилась крепость, заложенная Биргером Ярлом. Теперь следов ее не найти. Да и дворец неоднократно перестраивался. В отличие от расположенной рядом церкви святого Николая, возведенной в 1264 году. Она служила местом коронации шведских монархов. А вот хоронили их в средневековой монастырской церкви XIV века Риддархольм.
В XVII веке дворец полностью сгорел. Заново отстроили его только веком позже. Сегодня это рабочая резиденция короля. Когда здесь не проходят приемы на высоком государственном уровне, она открыта для гостей города. Многие называют дворец мрачным из-за непримечательной серой окраски. Доля правды здесь есть. Но это никак не умаляет красоты старинного здания с колоннами и бронзовыми статуями на темы греческой античной мифологии. Не говоря уже о внутренних роскошных апартаментах дворца, которые я, к сожалению, увидела только на картинках.
Летом возле королевской резиденции ежедневно проходит красочная церемония смены караула – излюбленное зрелище туристов. Мне повезло увидеть, как караульные меняются постами.
Остаться у стен дворца дольше не позволила промозглая погода. Пришлось искать убежище подальше от залива, на защищенной от ветра рыночной площади Стурторьет.
Колыбель Стокгольма
Вопреки своему названию, которое переводится со шведского как «Большая площадь», Стурторьет совсем не велика. Но очень уютна. А ведь почти пять веков назад здесь пролились реки крови! В ноябре 1520 года датский король Кристиан Второй пригласил шведскую знать на торжество по случаю своей коронации. Но ни один из дворян не вернулся после праздника домой. Все они были обвинены в подготовке заговора. Три дня продолжались казни. 82 человека были обезглавлены, а 10 – повешены. В память о Стокгольмской кровавой бане на площади спустя 130 лет появилось здание с 92 белыми камнями. Практически нетронутым дошло оно до наших дней.
Площадь окружают Фондовая биржа (теперь здесь расположились Шведская академия наук и музей Альфреда Нобеля) и узкие домики в голландском стиле. «Голландцы» очень красивы, но строили их не из-за привлекательности фасада. Основная причина – бережливость: чем больше окон было в доме, тем выше налог платил его владелец.
Гуляя по уютным узким улочкам Старого города, сложно поверить, что еще лет 70 назад это были грязные трущобы. Ведь здесь столько красивых уголков! Например, небольшая площадь с памятником покровителю города Георгию Победоносцу. Или барочная Немецкая церковь. В XIV веке на ее месте были строения Немецкой гильдии имени Святой Гертруды. Немецкие торговцы и ремесленники очень хотели иметь свой собственный лютеранский приход. Спустя два века это, наконец, произошло и главное здание гильдии перестроили в ныне существующую церковь…
Когда голова закружится от хитросплетений улочек Гамла Стан, стоит отдохнуть на улице Королевы – Дроттнинггатан. Здесь можно зайти в магазины турок или курдов и купить сувениры: шлемы викингов, открытки с изображением королевской семьи, майку с номером самого известного шведского футболиста Златана Ибрагимовича и многое другое. Или выпить чашку латте в маленьком кафе, наблюдая за прохожими и отгадывая, кто из них турист, а кто – местный житель. Лично я с этой задачей справилась легко: в ветреный день все гости Стокгольма были укутаны с головы до ног. Кто-то даже варежки натянул. Шведы же, привычные к суровой погоде, ходили в легких майках и даже шортах. Удивительный народ! Всё потому, что живут они в необычном городе. Даже сказочном. Иначе почему здесь по улицам, не боясь людей, бродят дикие гуси? Может быть, это даже потомки тех пернатых, что унесли с собой в удивительное путешествие Нильса Хольгерсона из сказки Сельмы Лагерлёф…
Когда солнце начинает клониться к западу, пора вернуться на паром. Чтобы, одевшись потеплее, снова выйти на верхнюю палубу и увидеть, как на горизонте растворятся в сумерках последние островки Стокгольмского архипелага.
На зов русалки
Как объяснить, почему северная Венеция так западает в душу? Лично мне понравилась одна легенда. На месте шведской столицы в незапамятные времена молодой рыбак ранил копьем русалку. С морской водой смешалась ее кровь, обладающая чудесным свойством передавать русалочью красоту. Поэтому так прекрасно море возле Стокгольма и так привлекательны для туристов омываемые его волнами берега. 

















