Сказочное государство, где живут Санта-Клаус, Снежная королева и очаровательные муми-тролли. Страна тысячи озер и островов, где летом не садится солнце, а зимой ночь может властвовать круглые сутки. Всё это Финляндия. Или Суоми, как ласково называют ее местные жители.

Юный Старый город

Наш паром прибыл в Хельсинки ранним солнечным утром. Накануне финны и гости Суоми отмечали Юханнус (Иванов день). Поэтому на улицах столицы Финляндии не было ни души. Даже машины – и те казались погруженными в глубокий сон.

Вы когда-нибудь бывали на экскурсии в 6 утра? Есть в этом неповторимое очарование. Ты остаешься наедине со спящим городом, наблюдая за его ленивым пробуждением. Не нужно лавировать в толпе туристов, пытаясь поближе рассмотреть достопримечательности Старого города. Кстати, о нем.

В Хельсинки не увидишь зданий XIII-XV веков и узких улочек, как в Риге, Вильнюсе, Таллинне или Стокгольме. Всё потому, что Старый город на самом деле еще молод.
Шведский король Густав Ваза в 1550 году основал Хельсинки как конкурент Таллинна. Но Северная война уничтожила почти весь исторический центр города, оставив после себя лишь 150 жителей, собор и рыночную площадь. Заново отстраивать Хельсинки стали в XIX веке, когда он получил статус столицы автономного Великого княжества Финляндского. Столь важная миссия была возложена на Карла Людвига Энгеля. Так появилась главная Сенатская площадь и архитектурный ансамбль, венцом которого является белоснежный Кафедральный собор. Его купола видны даже из гавани. Двенадцать апостолов на крыше Николаевского собора наблюдают за всеми с недосягаемой высоты, охраняя город.
На площади перед храмом всегда море туристов и туристических автобусов. Поэтому невероятная удача – полюбоваться собором в тишине, подняться по крутой гранитной лестнице и с замирающим от страха сердцем посмотреть вниз, на пустую Сенатскую площадь. И мне это удалось. Похоже, я везучий человек.

Полет фантазии

Всё время, проведенное в Хельсинки, меня не покидало ощущение, что я когда-то уже ходила по этим улицам. Впрочем, те, кто никогда не был в Латвии или Эстонии, такого не почувствуют. Дело в том, что у этих балтийских стран и Финляндии есть общая история. Когда-то все они находились под господством Швеции. Поэтому для архитектуры Хельсинки, как и для балтийских городов, характерна северная сдержанность и утонченность. Она отражается в стиле «югенд». Яркие его представители – Национальный театр и здание Центрального железнодорожного вокзала. Ажурные балкончики, башни, арки окон в готическом стиле… Настоящие средневековые замки!

Вообще, финские архитекторы удивляют полетом фантазии. Взять хотя бы церковь Темппелиаукио, вырубленную в гранитной скале. Снаружи она больше похожа на бункер или секретный объект. Если не знать, что это храм, можно легко пройти мимо.

А на площади Наринкка у торгового центра «Камппи» стоит… большая деревянная чаша. На самом деле это часовня тишины. Богослужения или церковные обряды тут не проводятся: сюда приходят, чтобы насладиться покоем в самом оживленном месте Хельсинки.

Да и сам «Камппи» поразил меня. Не обилием магазинов и ресторанов, тем более что в праздничный день они не работали. И не юношей-кассиром брутального вида – с длинными волосами, бородой и татуировками. А тем, что «Камппи» – это еще и транспортный центр с двумя автобусными терминалами. На первом этаже в одной из стен – множество стеклянных дверей. Над каждой – табло с горящим на нем красным крестиком. Когда снаружи подъезжает автобус, крестик сменяется на зеленую галочку. Нужно лишь поднести к турникету проездной – и дверь автоматически открывается.

Я даже позавидовала финнам. Зачем страдать от холода, зноя, дождя и пронизывающего до костей ветра, ожидая автобуса, когда можно пересидеть в тепле? Да еще и тяжелые продуктовые сумки не надо тащить до остановки. Может, и нам взять идею на вооружение?

Поющий с ветром

В Хельсинки стоит посмотреть не только на здания, но и на монументальные памятники. Популярнейшая городская достопримечательность – памятник известному финскому композитору Яну Сибелиусу. Он состоит из 600 сплавленных между собой железных труб. Да это даже и не монумент, а музыкальный инструмент! Вот только играет на нем не человек. Многие туристы утверждают, что когда дует сильный ветер, то конструкция начинает подпевать. Нужно лишь приложить ухо к одной из труб и можно услышать звуки, напоминающие музыку великого композитора. Эх, и почему в день моего визита ветер был недостаточно сильный?

Еще один памятник с интересной легендой дал название целой площади в центре Хельсинки – Площади трех кузнецов. Жили когда-то три мастера. Из-под их рук выходили вещи редкой красоты. Одна колдунья задумала отдать свою дочь тому из них, кто сможет выковать для нее счастье. С тех самых пор день и ночь работают трое кузнецов, тщетно пытаясь смастерить его на наковальне. Опустят свои молоты они лишь тогда, когда мимо пройдет девушка неземной красоты...

Так что тем представительницам слабого пола, которые уверены в собственной неотразимости, стоит пройтись мимо этого памятника. Вдруг молот коснется наковальни?

В объятиях моря

Хельсинки – город, заключенный в объятия моря. Это ощущается во время прогулки по Торговой площади. Ветер треплет волосы, волны задают ритм шагам... Можно пройтись вдоль рядов торговцев. Помимо рыночных и сезонных деликатесов, здесь продаются ремесленные изделия и сувениры. Удержаться от того, чтобы не приобрести парочку северных оленей или муми-троллей, просто невозможно. Вот и я купила себе белоснежного Муми-тролля. И в компании нового финского друга, мимо Хавис Аманды, направилась в Эспланаду.

Хавис Аманда – это бронзовый фонтан на Торговой площади. Девушка, выходящая из Балтийского моря, символизирует Хельсинки и его рождение. Особенно любят фонтан студенты. Перед экзаменами, чтобы приманить удачу, они окунают в воду руки или голову. А в канун праздника Ваппу (Первомая) надевают на голову нимфы студенческую фуражку.

В липовый парк Эспланада (или Эспа) 200 лет назад приходили пофланировать и показать себя. Популярен среди туристов и горожан он и сейчас. Здесь хорошо посидеть на террасах кафе, насладиться пикником, просто отдохнуть в тени деревьев. Всем посетителям парк дарит хорошее настроение, испортить которое могут только чайки. В Хельсинки они очень наглые: могут на голову сесть или даже напасть, если у вас в руках булочка или чипсы. Долго выдержать такое соседство может не каждый турист. Вот и я сбежала от пернатых наглецов – в парк аттракционов «Линнанмяки».

Потехе – час

Рано утром город принадлежал туристам, но ближе к полудню коренные жители Финляндии наконец-то проснулись и продолжили праздновать Юханнус вместе со своими детьми. Мальчишки и девчонки с мамами и папами потянулись в «Линнанмяки» – самое веселое место города. Здесь уже больше полувека жители Хельсинок и туристы проводят лучшие моменты лета.

Моей заветной мечтой было прокатиться на американских горках («Vuoristorata»). Но об экстриме пришлось забыть: в праздничный день аттракционы утром не работали. К счастью, в парке есть масса развлечений на любой вкус. Например, океанариум «Sea Life».

Кого здесь только не встретишь! Пираньи, забавные морские коньки, невозмутимые скаты, знаменитые по мультфильму «В поисках Немо» рыбки-клоуны, мерцающие медузы, очаровательные жители коралловых рифов и жутковатые обитатели морских глубин – все они собраны под одной крышей. Некоторые представители подводного мира – настоящие мастера маскировки: можно простоять у аквариума минут десять, но так и не увидеть, кто здесь живет. И лишь висящая на стене табличка раскроет эту тайну.

Еще мне «повезло» попасть на выставку осьминогов. Зрелище малоприятное и даже вызывающее дрожь: уж очень противными показались мне эти морские гады с щупальцами и присосками. А вот за акулами я, наоборот, наблюдала долго: есть что-то завораживающее в таинственности, мощи, свирепости санитаров моря. Нарезая круги, они словно гипнотизируют, не давая оторвать взгляд от аквариума…

В «Sea Life» так легко почувствовать себя настоящей русалкой или водяным. Но как бы ни хотелось променять земную жизнь на подводную, задерживаться нельзя: дорога снова зовет в путь!

Милый мой Хельсинки…

Если б меня спросили «Какой он, Хельсинки?», я б не задумываясь ответила только одним словом: «Милый». А еще город настолько спокоен и безмятежен, что бывалому туристу столица Финляндии покажется настоящим сонным царством. Но первое впечатление обманчиво. Просто очарование Хельсинки открывается не всем. А лишь тем, кто умеет видеть тихую красоту северных земель.

Фото автора.