Сотрудники военного комиссариата города Гродно и Гродненского района разработали курс лекций для школьников про пять основных битв Великой Отечественной войны и выступают с ними в учебных заведениях. Ведущий специалист группы социальной защиты и пенсионного обеспечения Олег Назаров рассказал о важности встреч с молодежью. 

IMG-5bcb498b6f142c3a870f0eefda26d897-V[1].jpg  IMG_20241114_152808_374.jpg

Наследники ветеранов

– Что стало поводом для разработки этого курса?

– Уходят живые свидетели Великой Отечественной войны, кто знал правду о ней и доносил ее до молодежи. Информация, которую получают сейчас молодые люди из различных источников, – противоречивая. И наша задача – восстановить справедливость.  

– О чем вы рассказываете на встречах с ребятами?

– Говорю, что, Советский Союз сражался с фашистами долгих четыре года, столицу Германии Берлин взяла Красная Армия, а не американцы, не коалиция западных стран. Соединенные Штаты, Англия начали боевые действия против фашистской Германии (открытие второго фронта с 6 июня 1944 года), когда в войне наступил перелом. Они меньше года провоевали, а себе приписывают Победу. Говорю ребятам, что Советский Союз – это сторона света и добра, который вел справедливую и кровопролитную борьбу с фашизмом практически в одиночку. Были и те, кто ему помогал. Среди них Монголия, которая оказывала помощь Красной Армии: поставляла полушубки и лошадей, продовольствие.

Школьники иногда спрашивают, мол, Германия небольшая, почему Советский Союз не победил соперника быстро? Потому что была целая коалиция стран (в том числе Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Болгария и другие), воевавших против СССР.  Финляндия до 1944 года была в рядах нацизма, устраивала концлагеря для жителей севера Советского Союза, беспощадно их истребляла. Говорю в школах и о том, что Америка одной рукой второй фронт открыла, а другой кормила нацистскую Германию, оказывая ей помощь топливом, автомобильными запчастями, другими ресурсами. А Ленд-лиз, оказывается, не был безвозмездной помощью. За это Советский Союз рассчитывался деньгами, золотом, серебром, платиной, пушниной. Французы также воевали в составе фашистских сил. Но была и прогрессивная часть, та же эскадрилья «Нормандия», которая вела борьбу с нацистской Германией. Позже ей присвоили почетное название «Неман». Рассказываю и о том, что выходцы из Беларуси воевали на всех фронтах. Были белорусы в числе моряков-подводников, стали знаменитыми адмиралами, летчиками, артиллеристами, танкистами…

Школа патриотов

– Многие учебные заведения носят имена героев Великой Отечественной войны…

– Это важно. Как-то проводили опрос, знает ли молодежь, в честь кого названы улицы воевавших в период Великой Отечественной войны: кто такой Доватор, Ольга Соломова… И молодые люди затруднялись ответить. Но вот если зайти в 11-ю гродненскую школу, которая носит имя генерала армии Алексея Иннокентьевича Антонова, останови любого ученика – все расскажут про него. Когда ребята изучают биографию того, в честь кого названа школа, параллельно узнают другие исторические факты, листают сопровождающие документы, тогда и ответы поступают правильные. Когда я учился в средней школе №7, наша пионерская организация носила имя Марата Казея. Мы знали про него всё: где родился, какой подвиг совершил. Был и есть в этой школе замечательный музей, посвященный дивизии, которая принимала участие в Великой Отечественной войне. И очень правильно, что в горисполкоме в июне приняли решение закрепить за каждой школой воинскую часть, освобождавшую город, которая имеет наименование «Гродненская».

– Какая еще работа по сохранению исторической памяти проводится в школах?

– Могу привести в пример Гожскую среднюю школу. Ребята собрали материал о погибших бойцах при освобождении Гожи. Есть информация о каждом воине. Директор школы, его заместитель по воспитательной работе, руководитель по патриотическому воспитанию провели большую работу. Они объединили детей одной целью, поставили их под знамена патриотизма, любви к Родине. Это показательная работа. Хотел бы отметить и учеников средней школы №23 г. Гродно под руководством 
Сергея Витальевича Гончарука за проведенную архивно-исследовательскую работу (они установили имена более 100 погибших при освобождении города). Прочтение архивных документов того периода способствует изучению реальной истории. Запомнилась и встреча с учениками Вертелишковской средней школы. Беседа была построена в форме диспута. Было много интересных вопросов, которые разбирали досконально.

– Знаю, что молодежь активно работает с сайтами «Память народа» и «Подвиг народа», изучая информацию о воевавших родных.

– И это замечательно. Но если какая-то информация не находится, не отчаивайтесь. Еще не вся она оцифрована, со временем найдете. У меня два деда воевали. Яков Кузьмич Назаров две войны прошел – Финскую, а с Великой Отечественной вернулся инвалидом 2-й группы.  Он не слышал и не разговаривал. По вышеназванным сайтам я нашел описание его подвига. Возвращаясь с разведки с «языком», он попал под сильный артиллерийский огонь противника. Накрыло всю разведывательную группу. Деда завалило так, что только торчал ботинок из земли. Когда его откопали, голова была пробита, а руками он держал пленного немца! За этот подвиг дедушка награжден медалью «За отвагу». В черепе у деда была трещина, и, чтобы ее закрыть, врачи вырезали ребро. Представляете, что при этом он еще долго работал в колхозе бригадиром.

Суровое взросление

– В то время молодые люди увеличивали свой возраст, чтобы пойти на фронт. 

– Таких примеров много среди ветеранов Великой Отечественной войны. Они семнадцатилетними уходили на фронт. Я всегда привожу эти примеры детям. Недавно проводил занятие с девятиклассниками средней школы №8 г. Гродно. Рассказывал, что в народное ополчение при обороне Москвы мальчишки шли целыми классами. Они вместе со стариками строили оборонительные сооружения, таскали мешки с песком, копали противотанковые рвы, потому что взрослые либо у станков стояли, либо в окопах оборонялись. И, знаете, глаза у нынешних школьников начинали блестеть, они представляли эту картину. Я задавал им вопрос, смогли бы они поступить так же, как их ровесники в сороковые. В ответ – молчание. Но важно, что ребята задумались об этом. 

– Тогда у ребят были взрослые лица…

– На это тоже всегда обращаю внимание учеников. Лица тех 17-летних можно сопоставить с нынешними 25-летними. Сейчас молодежь слишком избалована жизнью. А раньше, как рассказывал отец, он утром вставал, выпивал кружку молока, хлеба с салом навернул – и 6 километров пешком в школу. И в мороз, и в слякоть. А пришел со школы, корову нужно встретить, свиньям еду потолочь… Учился при этом на «4» и «5» и без экзаменов поступил в Ленинградский техникум целлюлозной промышленности. С ребятами в середине 50-х по ночам разгружал вагоны, чтобы копейку заработать…

Праздник со слезами

– О Великой Отечественной снято немало фильмов, какие наиболее впечатлили?

– Советские. Потому что там обязательно консультантом выступает должностное лицо, которое прошло Великую Отечественную войну. Американцы же берут маленький эпизод и раздувают его до неимоверного подвига. А сколько среди бойцов Красной Армии таких было, идущих на танки, даже когда у них боеприпасы заканчивались. Вспомним Александра Матросова, как он собой закрыл бойницу дзота, или Гастелло, когда его экипаж пошел на таран. Такие разве были у американцев? Нет. Вот вам пример явного патриотизма. Могу привести в пример киноэпопею Юрия Озерова «Освобождение», фильм «Горячий снег», «Батальоны просят огня», очень хороший российский фильм «Звезда», «В августе 44-го», замечательный белорусско-российский «Брестская крепость». Киноленты же западных стран трактуют историю Второй мировой войны в свою пользу.

– А какие книги о войне порекомендовали бы прочесть молодым людям?

– Мои настольные, – про трех замечательных полководцев, которых очень уважаю – Василевского «Дело всей жизни», Рокоссовского «Солдатский долг» и Конева «Записки командующего фронтом». Главным примером лично для себя считаю Константина Константиновича Рокоссовского. Он запал мне в душу своим человечным отношением к подчиненным и умением руководить. Он берег, любил солдат. Необдуманных действий не совершал. Рокоссовский – это гений военного искусства, он воевал не по шаблону, комплектовал армию из частей, которые выходили из окружения, и сделал боевую единицу. Впечатлили его действия и во время Сталинградской битвы, стратегической наступательной операции «Багратион». Она была разработана против всех законов военного искусства. Совершены два основных рассекающих удара. Не зря полководцу противник дал прозвище «Генерал кинжал». Рокоссовский понимал стратегическую важность артиллерии. С ее помощью обрабатывал передний край, чтобы было меньше людских потерь, и только потом пускал пехоту и танки. Во время операции «Багратион» на каждое орудие артиллерии пришлось от 2 до 10 боекомплектов. Именно для Константина Константиновича, как ни для кого другого, подходит выражение Суворова: «Воюем не числом, а умением». Когда читал воспоминания офицеров штаба Рокоссовского, поразило, что за всю войну он ни разу не повысил голос на подчиненных и не сказал ни одного бранного слова, был корректен. Никогда не терял самообладания, всегда сохранял достоинство и выдержку.

– Чем Великая Отечественная отличается от других войн?

– Это была священная война, когда все плечом к плечу стали на защиту своей Родины, проявляя любовь к ней, патриотизм. Великая Отечественная самая кровопролитная и жестокая, потому что, помимо боевых действий, она связана с геноцидом советского народа. Истребление мирного населения проводилось путем массовых расстрелов, сожжения людей в закрытых помещениях, как это было в Хатыни. 628 белорусских деревень и сел были сожжены дотла вместе с жителями. На оккупированной советской территории было истреблено 7,4 миллиона человек. …Приведу только один пример. В Гродно есть памятник жертвам войны, он расположен на месте 324-го Шталага, где погибло 14 тысяч человек (о ком нашли данные). Такая невероятная цифра для города! Горечь от утрат была очень велика. Действительно, как поет Лев Лещенко, День Победы – это праздник со слезами на глазах.