Судьба Михаила Мосько неразрывно связана с деревней Рогачи Индурского сельсовета. Здесь он родился, вырос, определился с профессией и личной жизнью. И уже два десятка лет мужчина является старостой любимого населенного пункта.
Ген трудолюбия
Михаил Мосько – младший ребенок в семье. Он рос вместе с тремя сестрами и братом. Повзрослев, те перебрались в Гродно и Минск. А Михаил Иванович остался в отчем доме.
– Надолго уезжал отсюда только на учебу и в армию. Еще год попробовал пожить и поработать в другом месте, но, как видите, вернулся назад из Берестовицкого района, – поделился собеседник. – Я – человек деревенский. Поэтому и профессию выбрал сельскую. В свои 6 лет бегал за мамой на ферму, наблюдал за стадом. Помню, как в 3 классе мы писали письма в будущее и прятали их в бутылку с сургучом. Все мальчики мечтали быть космонавтами или летчиками, а я уже твердо решил: буду зоотехником. К труду приучили сызмальства, тогда дети с десяти лет ходили на прополку в колхоз и дома помогали по хозяйству. Всем сельчанам приходилось много работать.
Но чтобы поступить в вуз, пришлось постараться в учебе. Набор на зоотехнический факультет Гродненского сельхозинститута – 225 человек. После «отсева» тех, кто не справился с экзаменами, в те годы конкурс всё равно оставался серьезным: не ниже полутора человека на место пройти непросто. Благо, целевое направление позволило Михаилу Мосько чувствовать себя увереннее при зачислении и стать студентом. Кроме того, сельхозпредприятие на протяжении учебы поддерживало материально.
– Когда моя бабушка получала 28 рублей пенсии, я – 46 рублей стипендии. На неделю, живя в общежитии, мне с лихвой хватало десяти рублей. Причем я мог на эти деньги питаться в столовой, покупать предметы первой необходимости, ходить в кино и на дискотеку. Правда, на выходные наши комнаты пустели, многие ехали домой, «на вёску». И мне тоже нужно было маме помогать, тем более, что папы уже не было…
Надежда Игнатьевна всегда отличалась активностью: за многолетний добросовестный труд доярки и телятницы стала заслуженным работником СПК имени Деньщикова. Сейчас женщине 84 года, и она не теряет бодрости духа. Мать всегда радовалась успехам своих детей. Когда сын Михаил в молодом возрасте стал главным зоотехником, сердце Надежды Мосько наполнилось оптимизмом и верой в лучшее. Но неожиданно случилась беда – пламя изрядно потрепало деревянный дом семьи. Сельхозпредприятие помогло построить на том же месте новое жилье. Так родовое гнездо сохранилось, а сын и дочь Михаила Ивановича не утратили место, откуда идут их корни.
– Мне нравится жить в частном доме, потому что в нем ты «сам сабе». Я делаю на своем участке, что хочу, для меня это настоящая свобода. Да и место для большой семьи всегда есть, – рассказал мужчина. – Также я могу позволить себе хобби по душе. Развожу яйценосных кур и кроликов. Еще есть собака, две кошки и кот, они умные животные и поднимают мне настроение. А город меня не привлекает. Больше двух дней подряд не люблю там проводить.
Живет деревня
Сейчас Михаил Иванович заведует комплексом по воспроизводству стада крупнорогатого скота. Специалист отвечает за 1200 голов племенных нетелей. В штате – двенадцать человек в возрасте от 25 до 67 лет. От них зависит стабильность замкнутого цикла сменяемости поголовья на СПК имени Деньщикова. Коллектив принимает под опеку пятидневных телочек, ухаживает за ними и за три-четыре месяца до отела развозит их по фермам предприятия. Конечно, у Михаила Мосько дел невпроворот. Но он успевает исполнять обязанности старосты.
– В первую очередь я занимаюсь информационной работой. Односельчане меня знают, поэтому доверяют, готовы выслушать, обращаются за советом. Я рассказывал им об Африканской чуме свиней, о мероприятиях и акциях, которые проводятся в Гродненском районе. По поводу вопросов и проблем, которые беспокоят жителей, бывает, собираемся у магазина, – поделился староста деревни Рогачи. – В избирательные кампании агитирую людей воспользоваться своим выборным правом. Собираю всех на концерты, что организуют работники отдела культуры. Наше сельхоз предприятие выделяет транспорт для поездок на культурные и духовные мероприятия, тут я тоже вношу лепту в организацию. Например, очень любит население Рогачей бывать на праздниках в Свято-Николаевской церкви в деревне Лаша.
Жизнь в село вдыхает именно инфраструктура, убежден Михаил Иванович. Пусть в его родном месте теперь и живет ощутимо меньше людей, чем в детстве. Но построенные лет 15 назад домики востребованы, во всех десяти теплится семейный очаг. Часть старых строений в Рогачах используются как дачи, летом практически каждый двор наполнен людьми. Пустующих усадеб практически нет, а если что, так Михаил Мосько ищет хозяев, чтобы человек не опомнился о своей фазенде слишком поздно, когда уже состоится отчуждение бесхозной собственности. Ведь, судя по последним трендам на Принеманье, новые руки на симпатичное и аутентичное здание найдутся быстро.
– Не все хотят переезжать в крупные агрогородки или приобретать недвижимость там. Это дело вкуса. В тишине, просторе маленьких деревушек тоже есть своя изюминка, – считает собеседник. – Главное комфорт. В Рогачах он обеспечен. Часть асфальтового покрытия уложили пару лет назад, в этом году доделали. У нас забор бетонный установлен, есть памятный камень с датой основания населенного пункта. Многое в быту сельчан решили газификация и водоснабжение. Конечно, и дороги освещены, и трава в сезон обкашивается регулярно. Одним словом, живешь здесь и чувствуешь себя человеком.
Простое счастье
Земля людьми славится. Вот и про своих многочисленных соседей староста говорит так: они трудолюбивые, активные, дружелюбные. Впрочем, тепло он отзывается и обо всех жителях округи. Но самой важной чертой деревенских считает чувство юмора, ведь оно помогало найти общий язык как в свободное, так и в рабочее время.
– Мне бы всем сердцем хотелось, чтобы не растерялся деревенский дух, чтобы жили традиции, чтобы у нас было как можно больше сельской молодежи, которая прочно пускает корни в нашем районе. За этими умными, образованными, тактичными ребятами будущее страны, – признался Михаил Мосько. – Задумайтесь: люди по дороге на работу из города могут поболтать, пошутить, сблизиться эмоционально. Но горожане не будут так привязаны душой к сельхозпредприятиям, как те, кто прижился на земле. Да и не на каждый объект целесообразно брать того, кто скорее всего задержится ненадолго… На фермах и комплексах надо человека многим нюансам учить, поэтому нужен костяк кадров.
Немного порассуждал в беседе Михаил Иванович и о более высоких материях. Главным в жизни он считает спокойствие в мире и стране – ведь без этого невозможно благополучие всего человечества и его семьи в частности. В Беларуси, по мнению старосты Рогачей, каждый человек может жить с комфортом и развиваться, возможности для этого есть. Миллиардером за пару лет у нас трудно стать (увы, государство небольшое), но зато для простого работника и предпринимателя созданы хорошие условия. У нас, мол, только лентяи не приживутся. А своим секретом счастливой семейной жизни Михаил Мосько назвал взвешенность: когда нахлынут эмоции, лучше промолчать, даже если ты прав, близкие отношения ценнее сиюминутных конфликтов. Компромисс находится сам, если сердце любит, а голова холодна.
– И надо всегда думать о том, что будет через день, месяц, год, десять. Жить одним днем – не про нас, белорусов, – подытожил наш земляк.

















