7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы, 8 – апреля – Лазарева Суббота, 9 апреля – Вербное Воскресение
Приближаются праздничные дни церковного календаря, когда Церковь будет вспоминать три важных события Священной истории: день, когда Дева Мария увидела архангела Гавриила, возвестившего Ей благую весть о воплощении в её утробе Сына Божьего – Спасителя мира, этот эпизод описан в Евангелии от Луки; день, когда Господь воскресил своего, как Он сам говорил, друга – молодого человека по имени Лазарь, пролежавшего к моменту Воскрешения Спасителем уже 4 дня в гробовой пещере; день, когда жители Иерусалима встречали Спасителя как Царя и Мессию, входящего в город смиренно на ослике, а не в богатой колеснице, что бы люди могли прикоснуться к нему и получить благодать и исцеления своих недугов.
Эти события запечатлены в Евангелии, они известны нам как особо важные моменты из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – спасителя человечества от власти тьмы и греха.
Православная церковь 7 апреля отмечает великий двунадесятый (т.е. из числа 12-ти главных основных праздников, посвященных важным событиям Священной Истории) праздник — Благовещение. Он посвящен моменту, когда юная Дева Мария узнала от святого Архангела Гавриила благую весть о рождению ею Спасителя мира. События Благовещения описаны святым евангелистом — апостолом Лукой (Лк. 1:28-33): Ангел, войдя к Ней, сказал: Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание ветхозаветного пророка Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения.
Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день Церковь вспоминает чудо Воскрешения праведного Лазаря. О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов. Исторически сложилось, что Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются один за другим. Однако Воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим. Оба события предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя. И даже больше: Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим стали толчком к разъярённой злобе и зависти ненавистников и предателей Спасителя; это было последней каплей, которую они больше не могли выдерживать, одержимые лютой злостью и неудержимым желанием физически незамедлительно уничтожить Господа Иисуса Христа, авторитет которого все более и более возрастал в народе и бесчисленные чудеса исцелений, соделанные Им, свидетельствовали о Его Божественной природе. Воскрешение Лазаря - одно из самых важных и значимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом за время Его земного пути. Это свидетельствует о том, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас и не желает нашей смерти, а дарует нам жизнь Вечную. Святого праведного Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». После Воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и был первым епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака). Там в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они покоились в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря. Возможно в Константинополь мощи были вывезены частично.
Ю. Рубан пишет о Недели ваий: «Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками».
Пусть эти святые дни будут вам добрыми и праздничными. Здоровья вам и Божьей помощи!
Наталья Карпович